«О совершенстве». Преподобный Паисий (Величковский)

«Кто не стяжет веры в Бога; как сказал некто из отцов, и постоянного стремления к Нему, кто не терпит оскорбление, но воздает злом за зло, кто не удручает себя подвигами, не держится смирения, целомудрия и человеколюбия, не удаляется от мира, не бывает кроток и терпелив, не прилежит с сокрушением сердечным частой молитве, чужд истинной любви, зрит «вспять», и не переносит постигающих скорбей; кто, полагаясь на свои добрые дела и молитвы, не испрашивает ежедневно божественной помощи против искушений, тот не может получить спасения: ибо враги человека злобны и неусыпны.

Брат! не презирай и не пренебрегай своею совестью, и отнюдь не доверяй себе, хотя бы казалось тебе, что имеешь нечто доброе пред Богом; ибо нас отовсюду окружают враги. Благоразумное удручение себя подвигами изглаждает следы прежнего нерадения. Обуздания чувств и плач врачует внутренние раны, нанесенные врагами. Совершенная любовь к Богу противостоит мысленному борению врагов. Сокровенная святость, побеждая сокровенные брани, приводит человека в покой Сына Божия, а открытая святость хранит добродетели. Истинный разум соделывает то, что мы прибегаем к Богу во время искушений и, огражденные Его помощью, бываем победителями. Кто не полагается на свои труды, тот наиболее ощущает помощь Божию. Кто с чистым намерением ищет Бога, тот страшится, чтобы не прогневать Его. Кто обличается совестью в каких-либо поступках, тот чужд свободы; а где обличение, там и обвинение; где обвинение, там нет свободы. Если же, наконец, он приметит во время молитвы, что его не обличает совесть ни в каком злом деле, тогда он истинно свободен, и по воле Божией взошел в святой покой.

Если ты усмотришь, что благие плоды в тебе укрепились и не подавляются никакими плевелами вражескими; если враги отступили от тебя не с коварством, так что ты более уже не борешься со своими чувствами; если облако осенило скинию, «и во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию» (Пс.120:6); и если обретаются в тебе все принадлежности скинии так, что ты управляешь и хранишь ее сообразно воле Божией; то, без сомнения, приобретена уже тебе Богом победа, и Он Сам осенил скинию, Сам предходит и приготовляет для нее место. Ибо, если не Сам Бог повелит, в каком месте должно поставить ее, то она не может утвердиться непоколебимо, как говорит Писание. Великая опасность еще угрожает человеку, доколе он совершенно не уразумеет себя и не узнает того, что он не в силах освободиться сам собой от того, что возмущает и побуждает к гневу. Итак, должно прибегать со страхом к благости Божьей и непрестанно повторять в памяти Его благодеяния и лобызать святое смирение, чтобы милость Божия никогда не отступила от сердца нашего. Всегда должно представлять пред очи грехи наши, дабы сохранить и соблюсти до конца то, что есть в нас доброго, и не надеяться на себя, пока находимся в рабстве лукавом.

Впрочем, кто судит ближнего, гневается на брата своего, презирает и ненавидит его, или обличает с гневом или порицает его пред кем-либо; тот чужд милосердия, которое имели все святые, (чужд) и прочих высоких добродетелей. Ибо все это погубляет труды человека и истребляет благие плоды его. Если кто говорит о себе, что он оплакивает грехи свои, и, однако же, от них не совсем удаляется, тот обольщает сам себя. Кто стремится к безмолвию, однако же не заботится отсекать свои страсти, тот слеп и неискусен в святом созидании добродетелей. Кто оставил попечение о своих грехах, а между тем старается исправлять других; тот поступает беспорядочно и не молится Богу от всего сердца. Ибо прежде, нежели приступишь к сему, должен омыть слезами грехи свои и просить милосердие Божье о прощении оных и даровании твердости и крепости, достаточной к тому, чтобы никогда более не впадать в прежние грехи и не оскорблять Бога ни мыслью, ни словом, ни делом. Блажен, кто так ведет себя на самом деле. Кто истинно приносит покаяние, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает грехи свои. Ибо всякому собственные грехи довольно доставляют дела, и не оставляют места заботе о чужих. Кто воздает злом за зло, тот далеко отстоит от истинного покаяния. Кто пленяется желанием славы человеческой, и опутывается мирскими заботами, тот не оплакивает грехов своих искренно. Если плачущий будет говорить о ком-либо, что он добр, или зол, то само это (суждение о другом) служит для него стыдом и укоризной потому, что он мог видеть человека грешнее себя. Ибо, когда мы хотим судить то, что нам не принадлежит, тогда мы обольщаемся и так развлекаемся, что теряем возможность видеть грехи свои.

Если ты, будучи оскорблен, приходишь в негодование, то не имеешь истинного плача. Если ты скорбишь о лишении своих вещей, то нет в тебе страха Божия. Если смущаешься, когда кто ложно обнесет тебя, то нет в тебе страха Божия. Если охотно слушаешь похвалы о себе, то нет в тебе страха Божия. Если во взаимных разговорах хочешь, чтобы слово твое взяло перевес, то нет в тебе страха Божия. Если огорчаешься тем, что словами твоими пренебрегают, то нет в тебе страха Божия. Если ты ищешь дружбы со славными мира, то нет в тебе страха Божия. Ибо все сие показывает, что ветхий человек еще живет в тебе и действует с силою, и что ты еще не противоборствуешь ему посредством истинного плача. Живущим по Богу должно открыть очи ума, чтобы познать самих себя и уразуметь, что тот бывает врагом Богу, кто следует своей воле. Если будешь хранить заповеди Божии, и разумно исправлять дела свои по Его воле; и если уразумеешь, что не можешь благоугождать сообразно Его величию; если будешь иметь постоянно грехи свои пред очами, то найдешь защиту против злохитрого врага твоего, который силится низложить тебя мнением о своей праведности, и соблюдешь в целости здание, устрояемое плачем покаяния. Тогда ты уразумеешь, что ты познал самого себя, и где ты находишься, и сердце твое не будет возноситься тем, что оно как будто одержало победу. Ибо, доколе человек не предстанет на суд, и не услышит последнего решения, и не познает своего места; дотоле он не может знать, угоден ли он Богу, или нет. Печаль по Богу, уязвляющая сердце, может удерживать чувства в повиновении о трезвении, хранит ум неповрежденным. Но человек никогда не должен доверять себе, но постоянно пребывать в труде, доколе находится в теле. Блаженны те, кои никогда не полагаются на дела свои, но, познав величие Божие и собственную немощь, со страхом покоряются Его воле, как Сам Он хочет, оплакивают себя, других не судят, но предоставляют суд Богу, Судии всех.

Когда кто предал всего себя Богу, и исполнением воли Его достиг совершенства, тогда он будет вписан в книге жизни, и Ангелы засвидетельствуют, что он избежал князей тьмы, и он удостоится быть в числе блаженных духов. Но доколе еще продолжается брань, дотоле человек находится в страхе; и если он сегодня побеждает, то не знает, победит ли он завтра: ибо сердце неспокойно, когда еще не решено сражение. Но кто уже за борьбу получил в награду бесстрастие, тот бывает спокоен; он уже не страшится разделения оных трех частей, которые соединены миром в Боге, т. е. «душа, тело и дух», как говорит Апостол (1Фес.5:23). Когда сии три части по действию Св. Духа будут составлять одно, то они более уже не могут разделяться: ибо «Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает: смерть им ктому не обладает» (Рим.6:9). Ибо смерть Его соделалась для нас спасением; и смертью Его навсегда умерщвлен грех. Его воскресение соделалось жизнью и врачевством от страстей для верующих в Него, дабы они жили в Боге и приносили и плод правды. Не считай себя победителем, когда еще терпишь какое-либо насилие от врагов во сне, или в бодрственном состоянии: ибо «искушение житие человеку на земли» (Иов.7:1). Бодрствуем ли мы или спим, враг не перестает нападать на нас. Кто сражается на позорище, тот не воспевает песни победной прежде победы, если он благоразумен; а безрассудный, и падая, превозносится, и почитает себя победителем. Посему-то Господь, посылая учеников Своих на проповедь, сказал: «никого же на пути целуйте… Аще в дом внидете, глаголите: мир дому сему. И аще убо будет ту сын мира, в том дому пребывайте» (Лк.10:4–7). И Елисей, посылая Гиезия, говорил ему: «Аще обрящеши мужа, да не благословиши его и аще благословит тя муж, не отвещай ему» (4Цар.4:29). Однако Гиезий не воскресил отрока, не имея соответственных дел сему. Но когда пришел человек Божий, то увидел отрока лежащего на одре, затворив двери за собой и за ним, и подвинул к подвигу все чувства, простираясь седмижды над отроком, то восходя на одр, то нисходя с оного; и когда согрелась плоть отрока по воле Духа Божия, то отверзлись очи его.

Что скажем мы, бедные, которые любим более славу мира сего, нежели славу Божию? Мы, которые не размышляем ни о том, каким образом должно сражаться со врагом, ни о том, как достигать истинного покоя, не разумеем долготерпения Божия, которое попускает плевелам произрастать вместе с благими плодами; и доколе благой плод не вырастет и не созреет, не позволяет восторгать плевелы. Гиезий, хотя и совершил течение пути, однако не мог воскресить отрока, потому что возлюбил более славу человеческую, нежели славу Божию. Блаженны те очи, кои взирают к Богу со смирением, и разумно заботятся о том, как бы уврачевать язвы свои, омыть слезами грехи, и получить прощенье в оных. Горе тем, кои тщетно тратят время, считая себя безгрешными, попирают свою совесть и не хотят принести покаяния во грехах. Земледелец, если посеянное им семя не принесет плода, скорбит, что потерял издержки и труд. Так и человек, хотя бы узнал все тайны, и имел всякое знание, и совершил многие знамения и исцеления, и подверг себя различным злостраданиям, однако, если не усмотрит в себе плодов любви, то должен быть в великом страхе. Ибо отовсюду его окружают хитрости, козни и лукавство врагов, усиливающихся ввергнуть его в ров погибели, «а любовь николи же отпадает… всему веру емлет, вся уповает, вся терпит» (1Кор.13:8–7).

О, сколь труден путь Божий! Ибо, как Сам Господь сказал: «узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф.7:14). Но мы, ленивые, праздные и преданные удовольствиям плоти, полагаем покой свой в том, чтобы нам не нести ига Того, Кто сказал: «возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим. Иго бо мое благо и бремя мое легко есть» (Мф.11:29–30). Кто из истинно мудрых и боящихся Бога не потщится всеми силами хранить Божественные заповеди и, однако, исполнив оные, не признает себя недостойным призывать имя Божие? Господь наш Иисус Христос ради нас соделался человеком, да исцелит страсти наши, чтобы мы провождали жизнь по духу, а не по плоти, и для сего же открыл нам волю Отца. Он же, научая учеников Своих, сказал им: «егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк.17:10). Кто увидит змия, или ехидну, или скорпиона, или что-либо другое, имеющее смертоносный яд, тот со страхом убегает, а безрассудная и несчастная душа, видя смертоносные предметы, не убегает, не удаляется, но смело обращается с ними, увлекается ими; и потому она всуе и без плода иждивает все время (жизни своей)».

Преподобный Паисий (Величковский)