Помнишь ли, юноша, о том, что я говорил тебе о новом голосе, который зовет тебя, и что этот голос есть голос Христа? Но куда и к чему он тебя зовет? Какое обещание дает тебе Спаситель для утоления твоей жажды познания и истины?
Голос Иисуса зовет тебя в Его Церковь. Ты живешь в одной семье, в одном обществе, в одном мире. К твоей семье привязывает тебя тот невыразимый голос крови, от которого ты не можешь отречься, который проявляется от страданий угрызения совести, когда предаешь его. Ты живешь среди твоего народа, которого ты чувствуешь как нечто метафизическое; не как группу изолированных индивидов, но как одну глубочайшую душу, в которой ты весь целиком, и вся это душа получает бытие в тебе. Ты существуешь в одном мире с его радостями и болями, и ты реагируешь на эти радости и боли, потому что в тебе есть что-то, что тебя крепко связывает и объединяет со всеми, кто подобен тебе. Где же тогда Церковь Христова, в которую ты призван? Она везде. Она обнимает все человечество и все небесные существа, потому что Церковь не знает истории: ее история – это духовное настоящее.
Семья и общество носят в себе трагичную участь ограниченности, т.к. они записываются в историю. История по определению – это история несчастий и дорога ко спасению. Ты же, юный мой друг, призван в Церковь Христову, Которая носит в себе совершенство, так же как и человечество носит в себе свою собственную сущность. Общество видит в тебе лишь один из простых составных элементов, кирпич среди многих других кирпичей; свобода твоя в том, чтобы быть кирпичом, который навсегда зафиксирован на своем месте.
Такая свобода есть свобода насильственная, и в этом драматизм всей твоей жизни, потому что свобода внутри тебя, но ты не знаешь, как ее открыть, как познать ее истинный смысл, и даже если открыл, то не знаешь, как ею воспользоваться. Тебе говорили, что у тебя нет свободы, что твоя свобода лишь в познании необходимости, а необходимость навязана тебе извне, от чуждой тебе стороны, словно в бездушном механизме. Церковь же Христова жива и свободна. В ней мы живем во Христе, Который есть глава Церкви. Он имеет совершенную свободу, и в Церкви Его мы познаем Истину, а Истина соделывает нас свободными (Ин. 8, 32). Когда сострадаешь опечаленному; когда помогаешь идти пожилому человеку; когда подаешь милостыню нищему и посещаешь больного; когда говоришь: «Господи, помоги мне!» – ты в Церкви Христовой. Когда ты добр и снисходителен; когда не обижаешься на своего брата, даже если он нанес тебе рану; когда произносишь: «Господи, прости его!» – ты в Церкви Христовой.
Когда честно трудишься там, где ты находишься, и когда вечером возвращаешься уставшим, но с улыбкой на устах, ты несешь в себе теплый свет, исполненный добродушия. Когда в ответ на зло платишь любовью – ты в Церкви Христовой. Посмотри же, юный мой друг, насколько близок ты к Церкви Христовой? Ты – Петр, и Господь созидает Церковь Свою на тебе. Ты «камень» Его Церкви, который никто и ничто не сможет сдвинуть с места, потому что ты «камень» свободный, душа, которая реализует себя в этой Церкви.
Давайте строить храмы, друг мой! Строить храмы из горячих сердец наших, в которых бы сияло яркое Солнце Правды, Христос, Который сказал нам, что мы верою свободны от греха. Строить храмы веры нашей, которых никакая сила человеческая не сможет сотрясти, потому что основание их Сам Христос. Чтоб ты всегда рядом с собой чувствовал ближнего твоего, и чтобы ты никогда не задавался вопросом: «Кто этот человек?», но чтобы говорил сам себе: «Он мне не чужой. Он брат мой. Он Церковь Христова, как и я».
Обернись назад, друг, и содрогнись! Посмотри вперед и возрадуйся! История – это нить закостенелых событий, из которой временами поднимаются живые свидетельства мужественной веры, которые воплощены в храмах и монастырях. Они – сокровище христианской души, представляют дух, который животворит наши национальные традиции. Все, лишенное этого духа, обречено на исчезновение. Проваливались горы, сгорали леса и исчезали народы. Храмы же остались живы, а монастыри суть кадильницы, из которых продолжает подниматься благоухание молитвы.
Мы не сможем выявить преемственность духа нашего народа, не сможем утверждать, что мы усвоили неизменно дух наших предков, если разрушим храмы, в которых он сполна выражен. Не можем говорить о наших правителях, разрушая то, что они создали; не можем говорить о Михаиле Храбром, уничтожив церковь Святителя Николая всего за одну ночь! Никакое строение, новое или старое, не может стоить и одного камня разрушенного храма. Никакая атеистическая доктрина, никакой «научный» аргумент не может снять вопросы о смысле и значении жизни, о Боге и спасении. Существование этих вопросов есть доказательство твоей свободы перед лицом всякого принуждающей силы, перед лицом самой материи; это твой путь к Церкви и дверь, через которую входишь в Нее. Не оставайся в нерешительности на пороге! Заходи! Ты столько лет стоишь на пороге Церкви, не зная об этом. Столько лет слышишь голос Иисуса, который говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37). Мир тебя выгоняет, притесняет, отчуждает. Христос же принимает тебя, милует, и обновленного тебя возвращает тебе же. Приходи, чтобы построить храм свой рядом с нами! Чтобы нам возрождать в душах разрушенные храмы, живые и бессмертные, пока не увидим церковь Св. Николая, воздвигнутую и восстановленную в действительности, на своем месте – на месте страшного свидетельства отступничества от нашей христианской веры и нашей национальности. Без храмов и монастырей мы подобны чужакам и пришельцам, не имеющим своей истории и народа. Кто разрушает храмы, тот разрушает материальную и духовную преемственность нашего наследия на этой подаренной нам Богом земле.
Священник Георгий КАЛЧУ