«Превышающих ум зрелищ тех; ширину и длину и величие сего Божественного луга являет река, орошающая его. Ибо [Священное Писание] гласит: Река же исходит из Едема напаяти рай (Быт 2:10). Почему же орошение реки указывает на величие [рая]? Ибо мы знаем, что нет сада без источника воды, орошающей его (Ис 1:30). А поэтому из обилия орошающих вод нам необходимо познавать и величие орошаемого [места]. Отуду, – как глаголет [Писание], – разлучается в четыри начала, то есть на реки Фисон, Геон, Тигр и Евфрат (Быт 2:10–14), каждой из которых достаточно для орошения беспредельнейшей ширины земли. Почему же одновременно четыре реки текли по Божиему раю, орошая его? – Чтобы нам благовременно доставлять чистое наслаждение и удовольствие.
Итак, сравнив сады с раем, как об этом речь шла выше, и насладившись немногим из многого в Писании, мы теперь удостоились уже перейти [к рассмотрению] царствований и увидеть горнее как бы [отраженным] в дольних образах и отпечатлениях. Посмотри на царя земного, славу его, блистающую царицу его, сияющее облачение, белоснежнейшие палаты, полководцев, воинскую свиту, сыновей, друзей, рабов, врагов, царскую власть его, суд, [пышный] чин [дворцовых приемов], советников, приближенных, стоящих поодаль, должностных и частных лиц, наследников и диадему, о которой упоминает Соломон, желая показать бессмертное посредством преходящего: Сего ради приимут царствие благолепия и венец доброты от руки Господни (Прем 5:16).
И если об этих чувственных и могущих быть названными вещах [человеческое] слово с трудом может поведать, поскольку [каждое] преходящее и [земное] царство обладает обильными сокровенными сокровищами, то разве оно способно показать то неизреченное Царство и несказанное богатство его? Здесь необходимо хранить [благоговейное] молчание и только изумляться незримым [сокровищам, догадываясь о них по аналогии] со зримыми; удивляться Свету Невечернему, Богатству невыразимому, Славе непрестанной, фалангам спасенных, сияющему сонму тысячи тысяч и мириадам мириад Ангелов, Архангелов, Начальств, Властей, Сил, Господств, Серафимов, Херувимов и радостному гласу этих Божиих Престолов, [возносящих Богу] Трисвятую песнь; [одним словом, изумляться] тому неизреченному Граду, которого художник и строитель Бог (Евр 11:10).
И если кто-нибудь попытается ввести нас в заблуждение относительно того, что есть это Царство, то мы скажем: о нем и Царе, [владычествующим] над ним, невозможно что-либо изречь с отчетливой ясностью. Ибо когда Богочеловек – Царь его – созерцался очами на земле и общался с людьми, Он часто в притчах упоминал об этом Царстве, но не являл природы его. Ведь говорил: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем (Мф 13:24); также: Царство Небесное подобно зерну горчичному (Мф 13:31) и Царство Небесное подобно закваске (Мф 13:33; Лк 13:21) и далее; также: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле (Мф13:44) и подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море (Мф 13:47); еще: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вошел рано поутру нанять работников в виноградник свой (Мф 20:1), и последующее; опять: Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф 18:23); опять же: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф 22:2); и наконец: подобно будет Царство Небесное десяти девам (Мф 25:1).
Видишь, сколь часто [Господь] упоминал о Царстве [Небесном], но природы этого Царства не открывал. Видишь, что в двух последних притчах Владыка показывает радость того брачного чертога, а также то, что не имеющий там брачных одежд изгоняется и предается наказанию; недоступен [сей брачный чертог и тому, кто подобен] неразумной деве. И остальные Божественные притчи содержат в себе различные мысли и орошают души верных, словно потоки, истекающие из Божиих недр.
Давайте же и мы будем утолять свою жажду из этих потоков, подобно известной самарянской женщине (Ин 4:7 и далее), всецело избегать неразумия и через покаяние приближаться к вечному и созерцать его, уходя от преходящего, как о том поведали [мы, хотя и] сбивчиво, в нашем слове, чтобы удостоиться вечного Царства по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцом и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Преподобный Неофит, затворник Кипрский